Молодые педагоги в учреждениях образования приживаются достаточно трудно. Так в 1995 году по разным причинам выбыло из школ города 800 человек, в 1997 - 949 учителей, а в этом году, по предварительным подсчетам, более тысячи. В основном, это молодые специа листы со стажем работы до 7 лет. Причин много, но главная - маленькая заработная плата (300-420 руб.), почти полное отсутствие перспективы получения или приоб ретения жилья, достаточно трудоемкая педагогическая работа. На начало нового учебного года только в школы города требовалось 396 учителей.
Одним из важнейших путей решения кадровой проблемы, на наш взгляд, является создание в городе новой системы непрерывного педагогического образования - довузовского, вузовского и послевузовского. Вузовская подготовка должна базироваться на педагогических классах школ, педагогических колледжах. Опыт внедрения в практику работы заключений прямых договоров образовательных учреждений и педагогических учебных заведений позволяет обеспечить гарантированное трудоустройство молодых специалистов и удовлетворить потребности школы.
Послевузовская - это городская система повышения квалификации, главная цель которой удовлетворение профессиональных потребностей и запросов образовательных учреждений и педагогов. Очевидно, в новом качестве должна возродиться и городская методическая служба, основным назначением которой станет повышение качества образования.
Об аттестации педагогических и руководящих кадров следует сказать особо. По данным на июнь 1998 года в системе общего образования аттестовано около 8 тысяч учителей - четыре пятых общего состава работников. Хуже обстоит с аттестацией других специалистов, работающих в сфере образования. Аттестация, проводимая сегодня в городе, не выполняет своего основного назначения: не является комплексной оценкой уровня квалификации педагогов и не содействует его повышению, не влияет на повышение продуктивности деятельности.
Повышение качества образования немыслимо без развития и укрепления его материально-технической базы. Одно из достижений последних лет - сохранение и развитие сети учреждений образования в г. Омске. Каждый наш ученик размещается на 1,6 кв.м классного помещения, вместо 2,5 кв.м по санитарным нормам. Во вторую и даже третью смену занимаются 40 процентов классов и учеников. В связи с этим управление образования проводит систематическую и целенаправленную работу по открытию новых, реконструкции старых школ. В 1997 году введено более 2600 новых ученических мест, к началу нового учебного года - около 1700.
Одна из приоритетных задач - компьютеризация учреждений образования. В современных условиях отсутствие доступа к информационным технологиям сдерживает развитие учреждений образования, приводит к оттоку из необеспеченных компьютерными классами школ способных учащихся. За счет средств городского бюджета в прошедшем учебном году были поставлены компьютерные классы 9-ти школам, за счет средств школ и бюджетов округов - в 4. Тем не менее, компьютерной техники нет и никогда не было в 46 школах, только в 40 школах имеется техника, пригодная для работы с использованием новых информационных технологий. Таким образом, около 70 % школ нуждаются в комплектации новыми учебными компьютерными классами.
По нашим оценкам, в омских школах не хватает 1 млн. учебников. Если в 1994 году учреждения образования города за счет средств бюджета получили в среднем по 3 учебника на одного учащегося, то в 1997 г. - один на 20. На начало 1997 года в библиотеках учреждений образования имелось около 600 тысяч учебников - в среднем по три учебника на одного учащегося. Это привело к тому, что родители вынуждены были покупать учебники по завышенным ценам. В этих условиях управление образования начало реализовывать непопулярную, на первый взгляд, программу обеспечения учебниками образовательных учреждений за счет привлечения добровольных пожертвований родителей. Было предложено приобретать учебную литературу путем централизации поставок и исключения посредников.
В последние годы в финансовом обеспечении образовательного комплекса сложилась тяжелая ситуация. Работники образования оказались в числе малообеспеченных и социально незащищенных групп населения, крайне ухудшилось материально-техническое обеспечение. Система образования оказалась на грани выживания. Корни этого лежат в характере системы хозяйствования.
Анализ ситуации показал, что делать теперь ставку лишь на бюджетные поступления нельзя. Система финансирования образовательного комплекса должна быть многоканальной - как бюджетной, так и внебюджетной, и возможности для этого имеются. В 1998 году школами города Омска за счет спонсорских средств, добровольных пожертвований, оказания дополнительных платных образовательных услуг привлечено внебюджетных средств на сумму около полутора миллионов рублей. С начала этого года 150 общеобразовательных школ города перешли на самостоятельный баланс.
Платные образовательные услуги - это, практически, единственный «профильный» для учреждений образования вид деятельности. Более эффективный путь - разворачивать платную образовательную деятельность "под заказы".
В этом году дополнительные платные образовательные услуги оказывали только 16 школ Омска. Всего заработано около 250 тысяч рублей, причем около половины из них - только в одном лицее № 66. Естественным дополнением учебно-воспитательной работы школы может стать предпринимательская деятельность по реализации продукции, предусмотренной уставом школы и произведенной в школьных учебно-производственных мастерских, учебно-опытных хозяйствах и других аналогичных производствах. На базе школы № 49, например, организованно товарищество с ограниченной ответственностью «Юность», которое занимается производством и ремонтом мебели, пошивом швейных изделий.
Как видно, на ниве Омского образования сделано и делается много. Но предстоит еще больше. Главное - необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях нашей деятельности: переход к новой экономической политике в сфере образования, превращение школ в самостоятельные хозяйствующие субъекты; создание пакета программ, направленных на поддержку развития системы образования с учетом местных особенностей; расширение пакета программ социально-педагогического развития и воспитания детей; разработка критериев обязательного минимума содержания образовательных программ с опорой на гибкий Базисный учебный план; продолжение реформирования управления образованием, обусловленное переходом на нормативное финансирование, динамичные стандарты образования, стратегическое планирование; организация подготовки и повышения квалификации кадров управления в системе образования: восстановление социального института профессионального воспитателя, в том числе классного руководителя.
Хотелось бы в заключение привести историческую фразу К.Д.Ушинского, которая актуальна и сегодня: «Капитальный...вопрос состоит не в том, кого и где учить, но в том, как учить, чему учить, чтобы учение соответствовало разумным требованиям современности, чтобы оно принесло пользу, научило чему-нибудь полезному и с тем вместе образовывало бы ум и сердце учащихся».
В. Гам,
начальник
управления образования
администрации г. Омска.