Доклад начальника управления образования В.И.Гама
Предыдущая

Начальная школа. Третья часть ее выпускников справилась с итоговыми контрольными работами по русскому языку только на «3», только две трети научились читать бегло, правильно и выразительно, и только 65 процентов овладели в нужном объеме знаниями по математике.

Основная школа. Выпускные экзамены показали, что 51 процент девятиклассников знает математику на «3», и несколько больше усвоили на «3» русским язык. Следовательно, более половины девятиклассников сегодня - «троечники». К сожалению, только 419 человек (2,6 %) окончили основную школу «с отличием».

Средняя школа. По итогам аттестации выпускников средней школы, уровень знаний по литературе - 3,7 балла, по математике - 3,8, по другим предметам этот показатель несколько выше. Хуже - результаты в 25 школах города. Учащиеся 9 и 11 классов в школах №№ 1,11,36,39,58,79,80,152,153,124 и др. обнаружили знания по русскому языку или математике даже ниже общегородских.

Анализ показывает, что в 19 инновационных учреждениях учатся 185 медалистов (35 %), а остальные - более чем в 150 массовых школах. То есть, в одном инновационном учреждении медалистов - в 4 раза больше, чем в одном массовом; 90 процентов второгодников учатся в массовой школе, средне-городской балл на итоговых экзаменах за курс основной школы по математике - 3,6, по русскому языку - 3,5, в инновационных учреждениях - соответственно 3,7 и 3,9.

Управлением образования изучено состояние проблемы качества знаний учащихся. Большая роль в формировании общеучебных умении и навыков принадлежит начальной школе. Так вот, каждый третий ученик здесь не овладевает в нужном объеме за отведенное время необходимыми знаниями. Значит, уже в начальной школе закладывается низкий уровень успеваемости в среднем звене и старших классах.

В сентябре 1998 года за парты в Омске сядет 14 тысяч 100 первоклассников: 94 процента состоят на диспансерном учете; каждый пятый имеет хроническое соматическое заболевание; за три последних года на треть возросло число детей с неврозами и неврозоподобными состояниями , на одну пятую стало больше детей с задержками психического развития, на 50 - речевого. С нового учебного года омская начальная школа переходит на четырехлетнее обучение. Это благоприятно повлияет на развитие младшего школьника и положительно отразится на последующем обучении в среднем звене и старших классах.

Для детей с проблемами в развитии, открываются классы компенсирующего обучения и выравнивания. За последние три года почти на 20 процентов увеличилось число учащихся начальных классов ЗПР и составило 890 человек, около трех тысяч занимаются в классах компенсирующего обучения. Однако, цель эта не достигается. Более 80 процентов учеников из числа начавших обучение в начальном классе для детей с ЗПР, несмотря на специально созданные условия обучения, остаются задержанными в развитии и в 15 лет.

В 1998 году в Омске любого из пятидесяти тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет готовы были принять 200 дошкольных образовательных учреждений. Городу, несмотря на все сложности, удалось сохранить сеть муниципальных дошкольных учреждений и, как это ни покажется странным, бюджетные средства (зарубежные экономисты считают, что развал сети дошкольных учреждений стоил России 32 миллиарда долларов). Однако сегодня только половина дошкольников посещает детские садики, получая определенную подготовку к школе.

Школа, в своих же интересах, должна взять на себя заботу о дошкольной подготовке будущих первоклассников. Опыт работы в этом направлении уже есть. В 1992 году Центр развития при школе № 56 (директор Серафима Семеновна Мардер) принял первые группы детей. Сюда принимаются все дети, проживающие на микроучастке школы, независимо от уровня их развития.

Далее....