Омская школа педиатров
Омская школа педиатров не замыкается в рамках лишь научной педиатрии, ей по праву принадлежит многотысячная армия врачей-педиатров, питомцев факультета, работающих в практическом здравоохранении и решающих конкретные задачи охраны здоровья матери и ребенка.
За более чем 70-летний период развития подготовлена многочисленная плеяда ученых-педиатров, научный вклад которых в копилку омской школы трудно переоценить.
Становление и развитие омской школы педиатров связано с именем выдающегося ученого-педиатра, блестящего организатора педиатрической службы в городе и области, действительного члена академии медицинских наук СССР, профессора О.Д.Соколовой-Пономаревой, 32 года жизни которой (1922—1954) связаны с Омским медицинским институтом, с практическим здравоохранением города и области.
В 1922 году О.Д.Соколова-Пономарева создала первую в институте клинику детских болезней и со свойственной ей энергией и прозорливостью начинает формировать коллектив кафедры детских болезней из наиболее перспективных, талантливых врачей. Одновременно решались проблемы совершенствования организации педиатрической службы города. По инициативе Ольги Дмитриевны в 1926 году организована и начала работу первая в городе детская консультация, через год открыта молочная кухня, явившаяся моделью для дальнейшего развития подобных профилактических учреждений в Омске и области.
Решение проблем охраны здоровья матери и ребенка на качественно новом уровне требовало подготовки квалифицированных врачей-педиатров, организации педиатрических факультетов. Одним из создателей педиатрического факультета в Омском медицинском институте (1931) и первым его деканом была профессор О.Д.Соколова-Пономарева. Это был единственный в течение многих лет на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока педиатрический факультет, питомцы которого реализовали на практике свои знания, что позволяет говорить о влиянии идей омской школы педиатров на эту обширную территорию страны.
Интеграция научного поиска с решением конкретных задач практического здравоохранения была и остается одной из характернейших черт омской школы педиатров. Не случайно кафедра детских болезней первой из всех клиник медицинского института (1933) перешла на базу второй городской детской больницы, плодотворное сотрудничество с которой сохраняется до наших дней.
Как основоположник омской научной школы педиатров О.Д.Соколова-Пономарева на многие годы определила направление научных исследований, связанных с изучением краевой патологии: эндемический зоб, бруцеллез, описторхоз.
Всесторонние исследования эпидемиологии, клиники и профилактики эндемического зоба у детей Горного Алтая были признаны не только в нашей стране, но и получили высокую оценку за рубежом. Эти материалы были доложены на Международном конгрессе педиатров в США и в дальнейшем обобщены в монографии О.Д.Соколовой-Пономаревой "Эндемический зоб у детей Ойротии" (1944) — первой монографии по данной проблеме в отечественной литературе.
На протяжении почти 20 лет в детской клинике Омского мединститута проводилось изучение особенностей бруцеллеза в детском возрасте, разработка методов его лечения и профилактики. По своей глубине, обширности и многоплановости эти исследования сохраняют актуальность до настоящего времени. Не случайно монография О.Д.Соколовой-Пономаревой "Бруцеллез у детей" выдержала два издания (1946, 1955), а одноименная книга академика В.П.Бисяриной (1971) не потеряла актуальности и в наши дни.
Плодотворная организаторская и научная деятельность О.Д.Соколовой-Пономаревой обеспечила подготовку научных кадров и возможность организации профильных кафедр педиатрического факультета, которые возглавили ее ученики: профессор Т.Л.Мариупольская (каф. госпитальной педиатрии), доцент 3.П.Коваленко (каф.пропедевтики детских болезней), доцент О.Д.Зотова (каф. факультетской педиатрии), доцент В.П.Бисярина (каф. детских болезней лечебно-профилактического, санитарно-гигиенического и, позже, стоматологического факультетов). Омская педиатрическая школа прошла период становления, была признана научной общественностью страны. Ее авторитет отражает приглашение родоначальника школы О.Д.Соколовой-Пономаревой возглавить Всесоюзный научно-исследовательский институт педиатрии АМН СССР в Москве в 1964 году, которым она руководила до конца своей жизни (1966).
Развитие идей учителя, как основополагающего признака научной школы, продолжили ученики, блистательным представителем которых является В.П.Бисярина, ныне академик АМН России, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Омска. Блестящий клиницист, педагог, исследователь, ученый, которому присущ дар научного предвидения, не только развила, но и приумножила славу омских педиатров.
Под руководством Валентины Павловны Бисяриной расширялось и углублялось изучение проблем краевой патологии, в частности описторхоза. Результатом их явилась защита докторской диссертации Е.К.Миняйло (1973), посвященная исследованию состояния органов пищеварения у детей при этом гельминтозе. Патология желудочно-кишечного тракта явилась в дальнейшем основным направлением исследований сотрудников возглавляемой Е.К.Миняйло кафедры пропедевтики детских болезней.
Исследования данного вида краевой патологии не потеряли актуальности и в последнее десятилетие, о чем свидетельствует успешная защита докторской диссертации ученицей Валентины Павловны Л.А.Кривцовой на тему: "Иммунологические и клинические варианты хронического описторхоза у детей различных этнических групп" (1994).
Наиболее широкую известность омской школе педиатров принесли исследования кардиологической направленности. Начало было положено фундаментальными исследованиями В.П.Бисяриной о состоянии сердечно-сосудистой системы при бруцеллезе и различных формах легочного туберкулеза у детей, развито многочисленными исследованиями ее учеников по проблеме ревматизма, неревматических кардитов и сосудистых дистоний.
Клинические аспекты проблем ревматологии детского возраста нашли отражение в работах, посвященных характеристике ревматизма у подростков, разработке этапного лечения вариантов неактивной фазы, а также состоянию нервной системы при ревматизме. Достаточно подробно разработаны вопросы диагностики ревматизма, состояния обмена веществ при этом заболевании, включая анализ ферментного спектра сыворотки крови, желудочной секреции и водно-электролитного обмена, сократительной способности миокарда, регионального кровообращения вплоть до его терминального звена.
Совместно с Институтом ревматологии АМН СССР, при участии ученых стран социалистического содружества выполнен фрагмент исследований по разработке диагностических критериев первичного ревматизма и ревматоидного артрита. Использование этих критериев явилось основой снижения гипердиагностики ревматизма и дало возможность получать сравнимые результаты эпидемиологии этого заболевания.
За последние 15—20 лет проведены углубленные и всесторонние исследования неревматических заболеваний, занимающих наибольший удельный вес в современной структуре сердечно-сосудистой патологии детского возраста. Изучены вопросы эпидемиологии, особенностей клинических проявлений неревматических кардиопатий с использованием современных инструментальных, биохимических и иммунологических методов, оценены возможности использования местных бальнеологических источников для реабилитации. Эти исследования предопределили организацию иммунологической лаборатории и создание в городе иммунологической службы, у истоков которой была ученица В.П.Бисяриной, старший научный сотрудник Л.И.Веримеевич.
Научные работы по проблеме сердечно-сосудистой патологии у детей получили признание не только в стране, но и за ее пределами. Материалы исследований были доложены на восьми международных конгрессах, в том числе в Токио (1965), Лиссабоне (1967), Киото (1973), Барселоне (1983). Значимость этих научных исследований подтверждается включением их в фундаментальные издания, такие как "Ревматизм у детей" (1965), "Руководство по кардиологии детского возраста" (1969), "Детская артрология" (1981), "Руководство по детской артрологии" (1987), соавтором которых была академик В.П.Бисярина. Об этом свидетельствуют и монографии В.П.Бисяриной, вышедшие в издательстве "Медицина": "Сердце и сосуды при туберкулезе легких у детей" (1975), "Некоторые аспекты здоровья детей на Севере" (1978), "Железодефицитные анемии у детей раннего возраста" (1979), "Особенности течения ревматизма у детей на этапном лечении" (1983), "Артериальные сосуды и возраст" (1986).
Лидеру омской школы педиатров В.П.Бисяриной было доверено редактирование раздела педиатрии Большой медицинской энциклопедии (III издание). На протяжении 7 лет она была председателем Всероссийского научного общества детских врачей, что также подтверждает авторитет школы.
Научные идеи лидера омской педиатрической школы развивали и продолжают развивать ученики. Это относится к профессору Н.О.Скольской, выполнившей докторскую диссертацию под руководством В.П.Бисяриной и возглавлявшей кафедру детских болезней (1966—1985) и к большинству сотрудников профильных кафедр академии.
Не без влияния традиций омской педиатрической школы произошло становление как ученого-педиатра профессора Т.А.Кулаковой, выполнившей докторскую диссертацию на тему: "Синдром Шерешевского—Тернера и Клайнфельтера (диагностика, клиника и диспансеризация)" (1987) и ведущей со своими учениками исследование по организации пренатальной диагностики врожденных пороков развития, эпидемиологии наследственных заболеваний детского возраста во взаимосвязи с экологической ситуацией в регионе.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что омская школа педиатров имеет свою историю и занимает достойное место среди российских педиатрических школ. Ее жизнестойкость проверена многими десятилетиями: 13 докторов и 79 кандидатов медицинских наук, работающих во многих регионах России и ближнего зарубежья (Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Астрахань, Душанбе, Алма-Ата, Иркутск, Уфа, Барнаул, Тюмень, Целиноград), бережно хранят и творчески развивают научные идеи учителя — ветерана Великой Отечественной войны, академика РАМН, Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Омска профессора Валентины Павловны Бисяриной.