Омск архитектурный

Проспект К. Маркса
В начале 1950-х годов началась активная застройка магистрали проспекта К. Маркса, которая повлекла за собой изменение структуры города. В то же время начал формироваться городок Нефтяников, возникновение которого связано со строительством крупного нефтеперерабатывающего завода. Первый проект планировки поселка был разработан в 1950 году (архитектурно-проектная мастерская им. В.А. Веснина Министерства нефтяной промышленности, архитекторы: М.Слотинцева, А.Слободняк и С.Маслих). В 1957 году был разработан новый проект второй очереди застройки городка (архитектор М. Слотинцева).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов Омск стал известен как город-сад. Последний генеральный план (1970 г.) продолжил и развил омскую традицию озеленения города.

Старый Омск не имел выхода к Иртышу. К реке были обращены задворки, товарные пристани, склады, заводы. Градостроители нового Омска поставили перед собой задачу развернуть город к реке - садами, набережными и улицами. Вдоль правого берега Иртыша тянется многокилометровая, хорошо озелененная набережная (архитекторы Е. Степанов, П.Радищев, Б.Антипов и другие). В наши дни на Зеленом острове на правом берегу Иртыша создан парк культуры и водного спорта (архитекторы Г.Чиркин, Л.Маслова, 1985 г.). Берегут омичи и заповедное место "Птичья гавань", где протекала заросшая камышом речка Замарайка. На левобережье разбит огромный Парк Победы (архитектор В. Антонинов).

В наше время Иртыш является главной ландшафтной осью, вдоль которой развивается и растет город. Идея выхода города на левый берег возникла еще в начале 1950-х годов при разработке московским институтом Гипрогор первого варианта генерального плана развития современного города, кстати, вобравшего в себя основные идеи выдающегося градостроителя В.Гресте, разработанные им в генеральном плане Омска в 1829 году.


Страница 6