Омск архитектурный

К 1905 году сформировался Любинский, или, как его официально называли, Чернавинский проспект. Ведущее место в комплексе его зданий принадлежит Московским рядам (архитектор О.Дессин), где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества мануфактур, в том числе П. Рябушинского, С. Морозова, братьев Носовых.

В лучших традициях русского театрального строительства выдержано здание театра драмы. Построенный на свободном участке, на Базарной площади, театр привлекает нарядностью и праздничностью (инженер И.Хворинов, 1904 год). Здание - яркий пример сочной, эклектичной пластики, господствовавшей в тот период.
Драм театр (Фрагмент)
Через десять лет здание увенчал "Крылатый гений", исполненный чешским скульптором В.Винклером, оказавшимся в 1915 году в Омске среди военнопленных. К сожалению, его "Крылатый гений" простоял недолго. В 1933 году добротно сработанную цементную фигуру сняли с фронтона по соображениям идейного порядка (в наши дни восстановлена).

Дом на улице К.Либкнехта
Архитектор Н.Н.Веревкин
Когда оказываешься на улице К. Либкнехта (между улицами Ленина и Партизанской), на минуту чудится, что ты в большом столичном городе. Это ощущение создают солидные, классицистической архитектуры здания, построенные по проектам сибирского архитектора А. Крячкова и петербуржца Н. Веревкина.

В 1911 году в Омске была устроена знаменитая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Смелость и новизна форм ее павильонов, выполненных в стиле модерн, не остались незамеченными и оказали влияние на строительную практику города. Появляются кирпичные особняки с асимметрично решенными фасадами, характерными для модерна оконными проемами и декоративными деталями. К принципам и формам модерна строители обращались и в деревянной архитектуре. Примеров тому в Омске много. Это жилой дом за бывшим зданием библиотеки им. А.С. Пушкина (10 лет Октября,1) с эркерной башней и трапециевидным аттиком, "дом с драконами" на ул. Мичурина, дома в бывшем Казачьем форштадте с декором на ставнях и фризе, вполне соответствующем эстетике модерна.


Страница 3