Доклад
начальника управления образования В.И.Гама
на городской конференции
"Педагогические технологии - гарантии качества образования"
1998 год

Омская школа вступает в свой новый учебный год. Трудный, но интересный путь пройден ею за 2 с лишним века.

А начинался он в 1765 году с гарнизонной школы, выпускавшей писарей, урядников и топографов. Через сто тридцать лет город имел 5 гимназий и прогимназий, из них 3 казенные (мужская и 2 женские), 2 частные женские гимназии, 9 приходских училищ, 1 церковно-приходскую школу. Наибольшей значимостью выделялись кадетский корпус, учительская семинария.

Дошкольное образование было представлено 2 частными детскими садами. Действовало 7 приютов для детей-сирот....

Информационные материалы
к докладу В.И.Гама

Сегодня омское образование - это большая и сложная просветительская сеть, состоящая из 187 общеобразовательных школ (13 гимназий, 7 лицеев, 29 школ с углубленным изучением предметов, 200 дошкольных учреждений, 7 частных школ и 5 дошкольных учреждений, ряд учреждений дополнительного образования). В городе имеются 4 дома ребенка, 6 детских домов, 2 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 приемных семей.

Лет сто назад наша школа возмужала настолько, что приобрела известную невосприимчивость к настойчивым попыткам ее трансформировать. Она выработала собственную систему ценностей, свое собственное целеполагание, определявшее соразмерные формы, методы и средства реализации социокультурных задач. Определились основные принципы организации учебных заведении: личностно-ценностный подход в образовании; выборность и сменяемость администрации; коллегиальный стиль руководства образовательным учреждением; доступность обучения; отсутствие сословной, конфессиональной и национальной дискриминации при приеме учащихся и преподавателей; дальнейшая специализация учебных дисциплин и их интеграция.

За минувшее столетие менялись содержание образования, методы и приемы обучения. Пережила школа и многотрудный всеобуч, и всеобщую успеваемость, и совершенное, доведенное до абсурда единообразие. Из тупика «развитого социализма» проглядывал только один путь - назад, в серебряный век, во времена вольного российского образования, к тем основополагающим принципам, на которых оно держится. Звучат они по-прежнему, и несут за собой то же содержание, несколько уточняя и расширяя его: личностно-ориентированный подход к образованию; коллегиальный стиль управления; выборность и сменяемость администрации; доступность обучения; дальнейшая специализация учебных дисциплин и их интеграция; непрерывность образования; альтернативность образовательных систем.

Далее....